Встреча на Надеждинском металлургическом. Высоких гостей по цехам водит тогдашний директор комбината Филатов. Он только что вернулся из Швеции, соответствующий прикид - шикарное кожаное пальто, норковая шапка ( это потом норковые шапки станут чем-то вроде спецодежды - легкие, теплые и сохнет мех быстро, а главное, в продаже появились, тогда же норка означала принадлежность к верхам). Филатова с его грубыми замашками, мягко говоря,с претензией на барские, после интеллигентнейшего Бориса Ивановича Колесникова в городе не любили. На фоне Филатова Егор Тимурович в своем сереньком пальтишке и хорошо потрепанной чуть ли не заячьей шапчонке никак не смотрелся, потом одна моя знакомая даже скажет:" Неприлично в таком виде премьера на люди пускать..." Однако рабочим Гайдар понравился - не стеснялся спрашивать, если что-то не понимал. И слушал внимательно. Операторы-телевизионщики, конечно, оторвались - они все времяя снимали премьера и директора комбината рядом, для контраста.
А вот министра труда город дружно невзлюбил. Норильск на заре перестройки производил благоприятное впечатление - столичные магазины, развитая инфраструктура, интеллигентное население, музей, хороший театр, в общем город совершенно не провинциальный. Это сейчас Норилськ - глубокая информационная дыра, тогда же столичные репортеры жили в нем неделями и, надо отметить, врали мало. Короче - что произошло: норильчане с гостеприимством перемудрили, министру труда так понравился город, что он решил...отменить полярки. Мол, ребята, живете вы лучше москвичей, цивилизации ничуть не меньше, думаю, полярки вам платить не нужно. И крякнул эту подлую мысль несколько раз, в том числе озвучил ее на телевидении.Норильчане в ужасе, у нас же традиционно отнимут моментально, а назад шиш вернут.
Улетали гости в сильную пургу. В порту их ждали военные самолеты, гражданские в такую круговерть не взлетают и не садятся - при взлете и при посадке машину кидает как игрушку, а в этот день ветерок был под 30м/сек, видимость практически ноль. Дорога в порт закрыта, гаишники на посту останавливают всех, у кого нет пропуска штаба "Шторм". Однако водители при администрации и управлении комбината супер асы, я несколько раз с ними ездила, это что-то. Мужики спокойнющие, дорогу каким-то даже не шестым, десятым чутьем определяют. Ездили на "Волгах", кстати. Усадили гостей и покатили с ветерком да еще и каким. Уж не знаю, то ли они заранее договорились проучить московских гостей, то ли спонтанно так получилось. Но в голой тундре забурили машины в сугробы - наметает их моментально.
Говорят пассажирам:"Все! Толкать надо, через пять минут вообще не выедем!". И выходят Егор Тимурович с министром под пронизывающий ветер, чтобы авто подтолкнуть. Шапки тут же сдувает, никто ж не подсказал, что их завязать надо под подбородком потуже, что есть сил уперлись в бампер, вытолкнули...
Урок оказался впрок - министр труда больше ни разу не заикнулся о полярках. А о Гайдаре тогдашний глава города мне в личной беседе сказал:"Мужик умнейший. Разбирается во всем моментально, но не интриган. Боюсь, съедят..."
Я отношу Гайдара к последним романтикам предыдущего века. Именно романтиков-то любая революция и пожирает в первую очередь. Очень жаль, что его не стало, пусть ему там будет хорошо.